Археология Козельска

12 февраля в Козельском краеведческом музее прошла презентация результатов работ Козельской археологической экспедиции 2010 года.

Напомним, что летом прошлого года в Козельске работала экспедиция в составе её руководителя, к.и.н. И.В. Болдина и к.и.н. Г.А. Массалитиной. Экспедиция получила правительственный грант на раскопки в Козельске. Оказал ей помощь и меценат А.А. Аверьянов, а также козельские добровольцы, работавшие в экспедиции. Работу экспедиции освещало козельское телевидение (см. также здесь, здесь).

Раскопкам предшествовал приезд “археологической делегации” во главе с директором Калужского краеведческого музея В.А. Бессоновым. 30 января в Козельском музее был организован “круглый стол”, на котором учёные гости признали, что многие годы находились в плену научной ошибки, предполагая, что локализация древнерусского Козельска не совпадает с современным городом. (отчёт об этом событии прошлого года можно почитать здесь). После этого в Козельском музее была демонтирована антинаучная экспозиция археолога Прошкина и началась активная подготовка летней экспедиции, о которой ныне и докладывали учёные.

Кроме профессиональных археологов из Калуги в экспедиции участвовали козельцы: Матросов В.Н. и два школьника – два Кирилла.

В.А.Болдин, В.Н.Матросов, Г.А.Массилитина, В.А.Бессонов

После приветствий и открытия мероприятия слово взяла Г.А. Массалитина – археолог, сотрудник Нац. парка “Угра”. Её длинный и подробный доклад  буквально приковал внимание слушателей. Возможно, следуя известной литературной традиции профессиональных записок, Галина Александровна вполне могла бы написать “Записки археолога” (подобно “Запискам врача” Вересаева), которые бы наверняка заняли заметное место на русской литературной полке. Её рассказ был живой, образный, с элементами action и сюжетной интригой, а также  по-женски эмоциональный.

Вначале она поведала о том, как  козельцы «в достаточно грубой форме» яростно набросились на учёных, не давая им приступить к работе. И только вмешательство подруги Массилитиной И.Б. Якуниной и главы города А.В. Евгина погасило страсти. Недоумение слушателей вызвал не сей рассказ о «дикости» козельцев, а удивительный непрофессионализм в организации экспедиции. Сама Галина Александровна поведала, что на руках у археологов был «открытый лист», который не только разрешает проведение раскопок на государственной земле, но и предписывает государственным и муниципальным органам всячески содействовать экспедиции. Почему владелица самого лучшего участка, которая даже не собиралась его использовать под огород, а предполагала его продать, вдруг, по словам Массилитиной, поняв, что это не покупатели, а «какие-то там археологи» набросилась на учёных с «обвинениями в самых тяжких грехах, в самых нехороших намерениях». Галина Александровна предполагает, что это результат того, что «русский человек потрясающе запуган, он во всём и во всех видит опасность и потенциальных врагов».

Зал конференции

На мой взгляд, эти «обвинения в самых тяжких грехах, в самых нехороших намерениях» в отношении археологов могли быть вызваны вовсе не запуганностью (что странно), а распространившейся как зараза «чёрной археологией», когда раскопки производятся не в интересах народа, Козельска, России, а в личных, меркантильных. Таких русские всегда не любили, называли их мироедами, ворами. Почему Массалитина сразу не обратилась к главам администрации района и города за содействием, почему люди не поняли, что к ним пришли не мироеды – «чёрные копатели», а настоящие русские учёные? Это осталось не понятным. Тем более, что в своём дальнейшем рассказе Галина Александровна повествует о том, с каким энтузиазмом в течение всего времени раскопок к учёным приходили козельцы и рассказывали, что там или здесь при работах реконструкции города нашли древности. Куда же  подевалась запуганность русских?

Далее  Галина Александровна подробно и интересно  рассказала и о технологии раскопок, и о самих находках.

После неё слово взял руководитель экспедиции И.В. Болдин, дополнивший рассказ коллеги сообщением о находках керамики.

Общий вывод экспедиции – нет никаких оснований сомневаться, что на месте современного Козельска был древнерусский город.

После основных докладов  учёным было задано немало вопросов.

На вопрос о  финансировании  исследований Г.А.Массалитина ответила, что ожидается очередной грант, помощь городской администрации и меценатов.

Тема  защиты исторических недр Козельского края от «чёрных археологов» вызвала особенно заинтересованный  отклик  учёных. К сожалению, в государстве почти нет механизмов, чтобы бороться с этим злом: расхитители национального наследия  остаются безнаказанными. Напр. И.В. Болдин сказал, что если он будет использовать в раскопках металлоискатель, то его ждёт дисквалификация, а «чёрный копатель» строит свою прибыль именно на металлоискателях, которые свободно продаются. Еще на прошлом круглом столе высказывалось предложение усилить информационную работу с правоохранительными органами и населением, чтобы как-то предупредить этот тип преступлений. Вчера такое же предложение прозвучало вновь. Но в прошлом году никто не озаботился о его выполнении (что, конечно, можно отнести к смене городского руководства). Посмотрим – каково будет положение дел в этом году.

Поведали учёные и о том, что  одним из результатов их работ стало предложение постановки на государственную охрану исторического центра Козельска как исторической территории. Эту инициативу активно поддерживает мэр Козельска Н.И. Калиничев и Козельское районное отделение ВООПИиК.

На вопрос о возвращении в Козельск княжеских сребреников, которые, из-за «чёрных копателей», ныне не являются экспонатами Козельского музея, В.А. Бессонов ответил, что если сребреники действительно в Историческом музее, то можно начать работу по экспонированию их в Козельске. Что конечно сложно и многотрудно.

Почти таков же был ответ и на вопрос о передачи городу Козельского каменного креста для установки его в часовне на площади героев. Директор Калужского краеведческого музея В.А. Бессонов рассказал о сложной процедуре передачи. Бессонов обратил внимание на то, что нет единого мнения у учёных и духовенства – крест это или всё же идол. На эту темы много писал сайт Козельск.ru (ссылки по теме: 1, 2, 3). Крест, ставший символом Козельск по прежнему прикован к музейной стене, а его копия, освящённая архиепископом Георгием, в разобранном виде лежит в музее под лестницей.

С.Е.Сёмкин

Кроме докладов и дискуссии, собравшиеся могли ознакомиться с экспонированными находками 2010 года и получили буклет-отчёт, который мы приводим ниже.

Министерство культуры Калужской области
Калужский областной краеведческий музей

В 1992 г. Институт Археологии РАН организовал крупно-масштабные археоло­гические работы в исторической части Козельска. Их итогом явилась проблема с локализацией летописного города: мате­риалов 11-13 вв. ни в одном из раскопов не оказалось.

Небольшое число находок древнерус­ского периода удалось обнаружить в 1997 г. в сильно нарушенном культурном слое на территории хлебокомбината. Этот участок в пределах современной части города при слиянии Жиздры и Другусны – высокий холм, окруженный оврагами – является традиционным для местополо­жения городов эпохи Древней Руси. На нем в 2010 г. калужские археологи И.В. Болдин (Калужский областной краеведческий музей) и ГА Массалитина (национальный парк «Угра») продолжили поиск следов древнерусского Козельска.

Участок для работ был выбран у подно­жия холма с пойменной стороны. Склон холма здесь особенно крутой; культур­ный слой с его площадки в течение длительного времени должен был смываться

и откладываться внизу. Расчет специалистов оказался верным: в небольшом по площади шурфе (16 кв. м) выявлено весьма значитель­ное количество находок, служащих индикато­рами древнерусской эпохи и свидетельствую­щих о существовании на вершине холма города 11-13 вв.

Самым убедительным подтверждением этому является набор бытовой глиняной посуды: доля фрагментов домонгольского времени в нем очень высока. Сосуды этого периода сильно отличаются от позднесредневековых составом глиня­ной массы, имеют специфическое оформ­ление края и не менее характерный орна­мент по тулову: глубоко врезанные парал­лельные линии, прямые или в виде волны. Наиболее ярким и таким же очевидным доказательством существования на холме городского поселения служат стеклянные браслеты – излюбленное женское украше­ние древнерусской эпохи. Найдено 11 их фрагментов, представленных разными типами  – гладкие и витые, синего, фиолетового, желтого, зеленого   цветов,   полихромные.   Шиферное пряслице – насадка на веретено, представ­ляющая собой диск с отверстием в центре, очень распростра­ненная и типичная категория находок на древнерусских поселениях. Оно изготовлено из шифера – мягкого природного материала розово-лилового цвета, разработка которого в то время велась близ г. Овруча, снабжавшего этими изделиями огромную территорию.

У других находок из шурфа нет такой четкой хронологической позиции, как у вышеуказанных, они имеют более широ­кие временные рамки, хотя определен­ная их часть вполне может быть им синхронна.

Таково, например, шаровид­ное рыболовное грузило из глины. Форма четырех найденных бытовых железных черешковых ножей выработалась уже в эпоху, предшествующую древнерусской. Уточнению времени изготовления данных экземпляров в будущем может помочь выяснение технологии их изготовления. К изделиям с неопределенной датировкой относится и фрагмент костяной ручки для ножа с циркульным орнаментом. К необычным изделиям, выходящим за рамки древнерусского периода, относит­ся фрагмент донышка сосуда с клеймом. Клейменые донца на посуде встречаются не

часто, о назначении клейм у исследователей единого мнения нет (знак заказчика или мастера, оберег и др.). Найденный экзем­пляр обращает на себя внимание необыч­ным характером изображения – пока он уникален, аналогий ему неизвестно, и техникой исполнения (слишком глубокий, по сравнению с обычным, рельеф). С точки зрения истории Козельска, долгое время бывшего пограничной крепостью, интересны находки оружейного кремня.

Кремень использовался на оружейных замках со второй половины 16 в. Появив­шись в Западной Европе, подобное оружие на Руси получило широкое распростране­ние в 17 в.

Археологические исследования в Козельске проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, Правительства Калужской области, мецената А.А. Аверьянова.

└ Метки:
Кнопки

Дискуссия (13)¬

  1. Зубков В.Н.:

    Спасибо за информацию. Согласен со всеми предложениями, особенно с запретительными против “черных копателей” и металлодетекторов. Пока государство смешными расценками и бесконечными процедурами выплаты вознаграждения “выталкивает” обладателей находок на черный рынок, только запреты и помогут. Считаю преждевременной попытку опять забетонировать наш крест до того, как его, так же как интереснейшее донце, пряслице и другие находки, не исследуют эпиграфисты. С уважением. В Зубков.

    • С.Тесмин:

      На самом деле никто не собирается “бетонировать” Крест. Его надо установить, открыв для всеобщего почитания. Установить максимально щадящим способом, аккуратно, без всякого бетонирования (которое, кстати, в своё время делал музей). А что касается исследования — то его никто не собирается проводить. Да и нечего там особенно исследовать. Сфотографировать и обмерить давно пора (что до сих пор не сделано). Химический анализ можно брать в любое время. Что ещё исследовать? Исследовать сознательно не хотят.
      Кстати, причём тут эпиграфисты? Никаких надписей на Кресте нет.

  2. Зубков В.Н.:

    Уважаемый С. Тасмин! Мысль Ваша хорошая, на как защитить реликвию от вандалов?
    В подобных случаях кроме музеев человечество ничего не придумало.
    А исследование можете провести Вы. Я Вам сброшу своё обращение к В.А. Чудинову, помогите довести его до адресата. В.А. Чудинов один из авторитетнейших эпиграфистов, прочитавших надписи на трех камнях нашего Храма Макоши, обзываемого “ЧГ”. Прочитать об этом можно в его книге “Священные камни и языческие храмы древних славян”. Она есть и в Инете. По его методологии, я полагаю, что на нашем кресте выбито “Лик Рода Храма Рода”. Но это предположение. Он мог бы подвести черту. На фото камня, которое я ему приготовил отправить, освещение под углом позволяем прочитать то, что написано, и чего не видите не только Вы.
    А с осязаемой историей у нас действительно очень плохо и я разделяю Ваше стремление обогатить наш город памятными знаками, мемориальными досками, которыми он незаслуженно обделен. Ваш В. Зубков

    • С. Тесмин:

      Давайте по порядку.
      Я посмотрел публикации Чудинова о надписях на камнях. Первое, что сразу бросается в глаза – отсутствие текста, т.е. пространственно структурированного блока слов. Мы видим отдельные слова, разбросанные по полю камня как надписи на заборе. Я сейчас не обсуждаю вопрос — кто и как может вчитать любой текст в испещрённую бороздами поверхность. Но отсутствие текста говорит о многом.
      Второе – собственно о Кресте. Разговоры о вандалах типичный аргумент «собаки на сене». Никто за последние десятилетия не исследовал Крест в музее и ныне исследовать не собирается. По оценке одного из археологов – он даже экспонирован задом наперёд (так же, кстати, как на вновь сооружённой часовне). К тому же современные музеи создают препятствия не вандалам (которые обливают прямо в музее картины кислотой), а святыням. Давно понятно, что музейщики и т.н. «учёные» не хотят расставаться с хлебным и непыльным статусом «жрецов науки» и рассматривают Православие как конкурента. Я уж не говорю о том, что именно музейные работники нанесли Кресту повреждения, когда выковыривали его из бетона (куда сами и запихали).
      Примером этому является жд Прошкин, сляпавший в Фотошопе вид Чертова городища с установленным там крестом, несмотря на то, что сам вынужден был признать – Крест не оттуда, просто у него «такое видение». То же мне Шагал…

  3. Зубков В.Н.:

    Почитайте, а не посмотрите, рекомендованную книгу В.А. Чудинова (кто желает- смотрите в Инете). Руница и глаголица не читатются как современные слова. Специалитов – эпиграфистов мало.
    Не видал, что там соорудил Прошкин, но он прав в том, что мастерская, в которой делали крест находилась в Храме Макоши.
    Я Вам сбросил некоторые предложения на почтовый ящик. Они остаются в силе. Если у Вас не получится установить диалог с Чудиновым, то может Сергея Алексеевича привлечь. Он москвич, ему ближе. Ваш В. Зубков.

    • Вот как раз состав камня Креста отличается от ЧГ (проговорился с неудовольствием для себя Прошкин). Когда я говорю о тексте, я не имею ввиду современные слова. Кстати слова у Чудинова – как раз читаются как современные – в строку, слева направо. Но как читается текст? Тоже в строку слева направо, в столбец (как у китайцев), справа налево? Непонятно. О том, что соорудил Прошкин — Ваше фото, которое Вы мне прислали взято из его фотомонтажа. Впрочем, я не специалист, может что-то не понимаю. Рябов в институте наследия – ему и лупу в руки.

  4. Зубков В.Н.:

    Спасибо! Сообщу СА. Далее. Я предложил ему проект “Разговорим историю Козельска”. Через Инет или напрямую (ему удобнее) было бы здорово озвучить надписи, которые неэпиграфисты видят как царапины (глаголица, протикирилица) или завитушки (руница). Последние вроде бы на пряслице. Можно разговорить историю потому, что в древности и раннем средневековье ВСЕ предметы подписывались и содержали либо имя владельца, либо имя мастера, либо поучения-заговоры. Смотрите прочтения Чудиновым “царапин” с Серенских раскопок. У нас донце и пряслице не говорят, а кричат. Странно, что по старигке работают археологи. Ныне все солидные экспедиции работают с участием эпиграфистов. Дело не в деньгах, а в общении и уважении. И разве не прибавится славы автору сайта, если он станет рупором эпиграфистов? Сам Бог велит.
    Кроме того, настораживает, что не желающие общаться Бодин с Масалитиной не находят берестяных грамот. В вятичских Москве и Рязани нашли, а у нас пока нет. Побродить бы по их раскопкам на предмет поиска свернутых берестяных посланий, которые внешне смотрятся как древесный прутик. Как их разворачивать археологи должны знать, а эпиграфисты читать. Большое зло может быть от тщеславных любителей, которые могут погубить говорящий памятник культуры.
    Да и уж больно омолаживают город 11-13 веками, средневековьем. В таких местах, где они начали работы, в 8-9 веках бойко торговали, о чем свидетельствуют найденные у нас клады Нуннаном. Эму почему то пользоваться металлодетектором, как Болдину, ничто не мешало. А последнему пора знать, что “черные археологи” ныне прекрасно знают, где искать клады, знают, что в 1238 году на прорыв, в последний бой козельцы пошли закопав то, что не могли взять с собой. Так кто быстрее найдет эти клады? Наши безмятежные археологи или креативные “чернорыночники”? У нас слава Богу чиновники не так развращены как в верхах, но им нужна помощь общественности, школьников, чтобы запретительные меры для несанкционированных раскопок работали. Ну что, “клаву” Вам в руки!

  5. Козлянин:

    Интересные сведения : “”Вот кто, оказывается, придумал нашим дурачкам родноверие – Леонид Латынин. Да, да! Вы не ослышались – это папа нашей дорогой Юлии Латыниной. http://www.latynin.ru/books/rustruth/offering.html

  6. таня:

    я не историк и краевед. эти споры мне не понятны. ещё со школьной скамьи. помню что как бы в летописях впервые упоминается год 1146. а в 1238-ом манголо-татарское нашествие. или летописные источники куда-то исчезли или это миф.4000 трупов оставили враги под стенами города. а как-же быть с Василием Тёмным 1456году Козельск был закреплён за Москвой по укреплению юго-западной границы “засечной черты” а. как же быть с крестьянским бунтом в 1607г. цар. воевода Измайлов не мог взять осаждавший город когда первые не признавали царя Василия Шуйского………это что всё в мусорную корзину………блин……..за державу обидно………

  7. Виктор и Я:

    Ответ Татьяне.Милая Татьяна! Я тоже разделюя Ваше мнение по поводу всей этой толкотни вокруг ГОРОДА. Одно успакаивает-Указ Президента о присвоении почётного звания. Этим всё сказано. Пусть недруги теперь кусают локти, ногти и что там ещё. Спасибо Вам!

  8. С.Тесмин:

    В связи с уходом Н.А. Калиничева финансирование экспедиции, обещанное мэром, под вопросом.

  9. Хранитель Пути:

    М-да… “…И.В. Болдин сказал, что если он будет использовать в раскопках металлоискатель, то его ждёт дисквалификация…”. Большего бреда я не слыхал… – Кто мешает пройти по отвалу выбранного по всем правилам археологии грунта с металлодетектором?!… Всё больше убеждаюсь, что архи являются именно “собакой на сене” – что бы они не говорили, какое бы интервью не давали – без камня в огород копателей не обходится. Хотя копатели порй рискуя своей репутацией показывают им места стоянок людей, которые они иногда находят. Как к таким “археологам” можно относиться?

    P.S. И самое противное – они не называют тех, кто отнял работу и заработанное у людей ступивших на путь чёрной археологии… Я не оправдываю чёрных археологов, ничуть, но факт лицемерия и элементарного пресмыкательства на лицо.

    С уважением,
    Хранитель Пути.

  10. […] зимой было известно, что калужская археологическая группа, уже несколько лет проводящая исследования в […]

Отзыв¬

Если Вы человек - просто поставьте галочку.
сделано dimoning.ru