Жить в бедности не стыдно, а в грязи – позорно

Так обыкновенно выглядит Козельский стадион.

Так обыкновенно выглядит Козельский стадион.

Так говорит народная мудрость. Недавно довелось мне вполне ощутить и позор и стыд. Дело в том, что в наши благословенные края приехала большая группа гостей из Белоруссии, а мне поручили провести для них экскурсию по городу и по нашим прославленным  обителям. Подошли мы к нашей «стене истории». Около  неё в одном месте  ветром носит по земле пустой пакет, а в другом – валяется банка из-под пива. Все гости разом (их почти 50 человек!) вначале смотрят на пакет – потом на меня, затем – на банку, потом – на меня. И у всех в глазах – и вопрос, и боль, и удивление. Не помню, когда ещё мне так хотелось исчезнуть, испариться, провалиться сквозь землю!

«Почему вы так грязно живёте?» – вопрос не заставил себя ждать. Интересно, а как каждый из нас отвечает для себя на этот вопрос? Я-то думаю, что, как говорится – у пьяного что на уме, то и на языке. По аналогии: у бессовестного что внутри, то и снаружи. Широко  распространено мнение, что Бог – он внутри, в душе, а потому большинство у нас  живёт  не боясь греха – без исповеди, без обращения к Таинствам Церкви, без молитвы, оставаясь православным христианином лишь номинально. Вот и выходит, что внутри – то и снаружи. Внутри – мусор грехов, злоба, уныние, осуждение. Бессовестность! Снаружи – мусор повсеместный, грубость, матершина.

Белорусским гостям я ответила шуткой: мол, вы же, а не мы – Белая Русь, вот у вас и бело, и чисто! А они мне в ответ: а вы же – Великая Русь! Как вам ваше величие  на горах мусора – не кажется странным?

Многим известно, что в Белоруссии и в больших, и в малых городах, и в деревнях, и по обочинам дорог – мусора нет! Не бросают там окурки, не носит ветром пакеты и бумажки, не увидишь пустых пивных банок (там не распивают в общественных местах – запрещено!). Есть и в России чистые края и города – например, Белгородчина, Алтайский край, Йошкар –Ола. И везде, где живут чисто – существуют многолетние Программы, направленные на чистоту и благоустройство. Все они похожи: на первом этапе – пропагандистско-воспитательном – ведётся (скажем, месяца два) разъяснительная работа с лозунгами и призывами: давайте-мол, жить чисто. Охватываются этой работой даже детские сады и младшие школьники. Например, в Тверской области проводили среди детей конкурс на лучшие слоганы о чистоте. Один из них – таков:

Чистый город – чистая совесть!

Оставь мусорщика без работы!

На этом этапе – всех предупреждают, что за мусор и грязь скоро будут штрафовать.

На втором этапе – проводятся частые рейды (с полицией!), осуществляется штрафование. На Белгородчине такая Программа включила и борьбу за чистоту речи: там за матерщину тоже штрафовали.

Вначале благодаря этим штрафам образуются изрядные ресурсы – это позволяет увеличить число урн, поставить новые скамейки, как-то ещё облагородить облик города.

Проводятся регулярные Дни Чистоты (хотя бы раз в квартал), к негативным санкциям добавляются позитивные – награды самым чистым улицам и дворам и т.п.

Да, конечно, основные причины нашей грязной жизни – духовно-нравственные. Но, как говорится – «у кого нет совести – те должны бояться!» В условиях нравственной деградации, когда грех и бессовестность практически стали нормой жизни – очень многое зависит от власти, от её организационных и воспитательных усилий. Везде, где живут чисто – власти совершают такие усилия, причём в тесном сотрудничестве с активной общественностью.

Через год у нас будет выбираться новая Городская Дума. Думается, что надо ждать от  неё серьёзных трудов по благоустройству и чистоте нашего края. Хорошо бы новой Думе начать свою деятельность с составления соответствующей Программы. Помните, как у Сент-Экзюпери: «Есть  такое  твердое  правило,  –  сказал  мне позднее Маленький принц. –  Встал  поутру, умылся,  привел себя  в порядок – и  сразу же приведи  в  порядок   свою  планету».

Г.Э.Горохова

 

Кнопки

Отзыв¬

Если Вы человек - просто поставьте галочку.
сделано dimoning.ru